vot-tak.tv
clear search form iconsearch icon

«Проклятье сработало через полтора месяца». Виктор Шендерович – о крейсере «Москва»

Ракетный крейсер «Москва» возле сирийского порта Тартус. 17 декабря 2015 года
Ракетный крейсер «Москва» возле сирийского порта Тартус. 17 декабря 2015 года
Фото: Zhang Jiye / Xinhua News Agency / Forum

Затопление российского крейсера «Москва» стало мощной метафорой – в первую очередь из-за направления, по которому украинские пограничники с острова Змеиный посылали корабль. В этом уверен журналист и публицист Виктор Шендерович. В интервью нашим коллегам c телеканала «Белсат» он также рассказал, почему Кремль призывает выходить на акцию «Бессмертный полк» с портретами солдат, погибших в Украине, и права ли правозащитница Марина Литвинович, призвавшая россиян оставаться в стране.

О затонувшем крейсере «Москва»

История, конечно, закольцевалась с «Курском», хотя история «Курска» в чистом виде трагическая. В случае с «Москвой» – это история метафорическая. Она рифмуется больше с маршрутом, по которому был послан этот корабль. Проклятие сработало через полтора месяца. Оказывается, это работает. Не послать ли нам еще что-нибудь или кого-нибудь тем же маршрутом?

А что касается [возможной] гибели людей… Боже мой, очень противоречивые чувства. С одной стороны, люди, которые воюют в Украине, — преступники. Но, глядя крупным планом, это ребята, которым забрили лбы по русской традиции и которых послали на гибель. Это вассалы, люди подневольные, сыновья других подневольных людей. Они платят жизнями.

Разумеется, потери российской армии и масштаб этих потерь приближает момент путинского военного поражения, а значит, дает шанс России на выход в иное пространство — не имперское, не военное и не убийственное.

Интервью
«Дед не мог представить, что крейсер будет угрожать Украине». Внук конструктора «Москвы» о самой дорогой утрате войск РФ
14.04.2022 20:31

Этот шанс страна может получить только в связи с военным поражением Владимира Путина и его политическим исчезновением.

Но люди! Когда я думаю о Сергее Шойгу — жалости в моем сердце немного. А когда я думаю о матросике, которого призвали и обрекли на смерть, — то жалко, конечно. Я уже говорил, что каждого по отдельности жаль, а всех вместе нет. Это сложное чувство нарастает в эти дни.

Главные новости и тексты о войне читайте на «Вот Так».

Полк пошлости

Сегодняшняя Россия, путинская Россия, близка к нацизму. Это и буква Z, белые повязки, риторика. Я нахожусь в Берлине, зашел позавчера в музей террора, посвященный 12-летнему правлению Адольфа Гитлера. О господи, какие рифмы! Как все похоже! Под конвоем надо водить телезрителей «Останкино» и тыкать носом в эти стенды и фотографии, чтобы было понятно, к какой опаснейшей черте приблизилась Россия.

Призыв приходить на «Бессмертный полк» с портретами солдат, участвовавших в войне в Украине, — это типовая пошлость. Они пристегивают мерзость к победе над страшным врагом, за которую платили жизнями, как мой дед.

Это они умеют: подлог и подмена — это их специальности. Такие спецоперации у них проходят, как правило, очень успешно.

Мерзостью была и национализация акции «Бессмертный полк». Напомню, что ее придумали независимые журналисты томской телекомпании ТВ-2. Это была человеческая история.

Самой яркой картинкой 9 мая будет вид Мавзолея на Красной площади, трибуны. Я не представляю, кто, кроме таракана (Александра ЛукашенкоРед.), еще приползет рядом с Путиным постоять. Я думаю, что даже среднеазиатские лидеры постесняются стоять рядом с ним. И это самое показательное. Вообще, чтобы быстро продемонстрировать путь путинской России, надо показать просто ряд фотографий с 92 года до 2022 года. На них можно увидеть, как меняются лица гостей. Как стояли на трибуне все союзники — американские, английские, французские, и как все это закончилось парой уныло стоящих тиранов.

«Вот Так» подробно разбирался в символике военного вторжения в Украину.

Интервью
«Пациенты живут десятилетиями». Онколог о раке щитовидной железы, которым может болеть Путин
03.04.2022 16:04

Победа Путина

Если Путина рассматривать как политика, который ставит политические цели, то надо признать, что он тяжелый лузер. Все задачи, которые он провозглашал, закончились полной противоположностью. Говорил о прогрессе российской экономики — экономика в заднице. Говорил о том, что мы с нефтяной иглы слезем — сидим на ней плотно. Говорил о месте России в мире — Россия стала маргиналом.

Блок НАТО по результату этой войны встал прямо у границ России, о чем было невозможно даже подумать 20 лет назад. Демография, мир без войны — куда ни ткни, он потерпел поражение везде, если его рассматривать как политика.

Но задача Путина была другой. Он был ничтожеством, зеро. И вот эта моль стала смертельно опасным для мира драконом, фигурой мирового масштаба, самым богатым человеком на свете. Если речь идет об этом, чтобы из ничтожества превратиться в кошмар, из мелкого вора превратиться в крупного вора, из прислужника тамбовской преступной группировки превратиться в крестного отца — тогда Путин одержал победу.

Уезжать или остаться

Марина Литвинович написала пост, в котором призвала людей не уезжать из России и в котором говорит, что режиму осталось недолго. Это не оптимизм, а стоицизм. Она права, у каждого человека своя стратегия и своя работа.

Я уважаю Марину Литвинович и правозащитников, активистов, адвокатов, которые продолжают работать, выходить на улицу, рискуя своей свободой и даже жизнью. Вот Олег Орлов, член Совета правозащитного центра «Мемориал», выходит в пикет. Литвинович ходит по тюрьмам, продолжает помогать. Да, эти люди нужны Москве, они заслуживают только уважения.

Анализ
Путинферштееры: кто такие и что с ними стало во время войны
05.04.2022 07:30

В моем случае, чтобы продолжать работать, надо было уехать. Потому что в России я бы сидел с кляпом во рту. Но если мы говорим не о публичных фигурах — это глубоко личный частный вопрос.

Спор между теми, кто уехал и остался — это вредный спор. Это вопрос личного выбора и целеполагания.

Исторически — изменения свершатся скоро. Уже ни о каком 2024 годе, 2036 годе, когда пройдут следующие выборы президента, речи не идет. Сегодняшние горизонты планирования очень коротки. Даже месяц – это очень большой горизонт, а полгода — невероятный. Очень все ускорилось. Мы можем оказаться в условном немецком 1946 году, а можем оказаться в 70-м корейском. Разброс по сюжетам огромный.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы не пропустить главное